марта 05, 2011

О домашнем обучении - часть 1

Меня неоднократно спрашивали, что такое домашнее обучение и почему мы на него перешли?  Я неоднократно обещала ответить, но мысли в голове крутились, а руки, как всегда, никак не доходили. 

Но сегодня, пока малышка Лилия спит, Мишка крутится вокруг меня, Серёжка гостит у бабушки с дедушкой, один из старших детей отправился с папой в поездку, а двое других чем-то заняты у себя в комнате, можно считать, что у меня временно выдался свободный момент, поэтому постараюсь ответить хотя бы на первую часть вопроса:

Так что же такое домашнее обучение?

Для этого надо постараться понять американскую систему образования. Но я начну с того, что у нас, взрослых, прошедших и закончивших советские школы, подобная заморская система обучения с её свободой выбора вызывает своеобразное недоумение.  Выработанный с детства менталитет очень тяжело сломать. 

(Я не ставлю здесь своей целью оспаривать и доказывать преимущество одной системы образования над другой - везде есть свои плюсы и минусы, а право выбора всегда остаётся за родителями). Я просто делюсь опытом нашей семьи и повествую о том, как мы, современные и цивилизованные люди (!), "докатились" (в глазах наших критиков) до подобного метода обучения.

Ведь в бывшем Советском Союзе было как?  Все дети в одинаковых школьных формах отправлялись в школу на торжественную линейку 1 сентября.  Все школы придерживались стандартного учебного года, с осенними, замними, весенними и самыми длинными летними каникулами.  Все советские школьники, от Москвы до самых до окраин, учились по стандартной для всех программе.  Вспомните, у нас у всех были одинаковые буквари, одинаковые тетрадки (с таблицей умножения на обложке :), одинаковые учебники по математике и русскому языку.  Мы все читали одинаковые произведения по литературе (за исключением внеклассного чтения), писали стандартные контрольные диктанты или сочинения на похожие темы.  А по истечении десяти лет сдавали выпускные экзамены, приходили красивые и нарядные на последний школьный звонок (девчата обязательно отправлялись туда в белых фартуках и огромных бантах :), потом выпускной... и с тех пор считались среднеобразованными людьми т.е. получившими среднее школьное образование.

В начале 90-х подул ветер перемен, отменили школьную форму, разнообразили программу, появились так красиво звучащие "лицеи" и "гимназии".  Я уверена, что сейчас всё заметно изменилось, но я уже мало знакома с современной системой образования в России.  Мои школьные годы остались в далёких 80-х, когда я проходила в школе настоящую советскую подготовку.

В Америке, хоть в далёкие 80-е, хоть сейчас программа обучения, напротив, отличается свободой выбора и великим разнообразием.  Законы разнятся от штата к штату, программы и методы обучения от школы к школе.

Каждая общеобразовательная школа закреплена за определённым школьным округом.  (К примеру, наш штат разбит на 179 школьных округов.  За каждым округом закреплено от 1 до более 140 школ).  Так вот, каждый школьный округ придерживается своего индивидуального календаря.  У кого учебный год начинается в начале августа, у кого в середине, у кого в конце, а у кого в сентябре.  При чём в одном и том же округе календарь меняется из года в год.  Если сейчас у вас начались занятия 15 августа, то на следующий год это может произойти 19-го или 26-го числа.  То же самое с каникулами и окончанием учебного года - у кого занятия кончаются в мае, у кого в июне.  Есть школьные округи, которые придерживаются круглогодичного календаря т.е. дети учатся круглый год (и летом тоже) с одинаковыми трёхнедельными каникулами четыре раза в год: зимой, весной, летом и осенью.

Получается, что если вы и ваши друзья или родственники живёте в одном городе, но принадлежите к разным школьным округам, то ваши дети учатся по разным программам и учебным календарям, соответственно не совпадает время начала и окончания занятий, а так же каникулы у ваших детей приходятся на разное время.

(Если у вас голова уже пошла кругом, то постарайтесь её остановить, поскольку это только начало.  А я продолжу дальше открывать Америку :)

Конечно, в каждом штате существуют определённые стандарты: что именно должны знать дети по окончанию каждого класса (например, техника чтения, таблица умножения по математике, деление, дроби, проценты и пр.) Но каким именно образом, в какие сроки и по каким учебникам (или без них) преподносится детям необходимый материал, разнится от одного школьного округа к другому.

А теперь система становится ещё более запутанной, но я постараюсь если не заморочить голову вам вообще, то хотя бы внести немного ясности.  Помимо общеобразовательных (т.е. бесплатных государственных школ) за каждым школьным округом закреплены всевозможные чартерные, частные, религиозные и специализированные школы. Родители имеют полную свободу выбирать в какое именно заведение отправить детей учиться.  Все они выдают похожие дипломы о получении среднего образования.

Но, в довершение ко всей этой СВОБОДЕ выбора, чтобы никому мало не показалось, существуют домашние школы, которые тоже закреплены за поместными школьными округами.  Т.е. мои трое старших детей обучаются в моей личной домашней школе, но документально закреплены за тем же поместным школьным округом, что и общеобразовательная школа, где дети обучались раньше.  Разница только в том, что я сама, как родитель, независимо от специалистов, их стандартов и графиков (с которыми я зачастую не согласна), выбираю программу для своих детей, необходимые предметы, календарь и метод обучения.  Все трое моих детей учатся по разным программам, которые я в течение года подбираю индивидуально под нужды и способности каждого ученика. (К примеру, оба моих мальчишек-пятиклассников обучаются по программе пятого класса, но сама по себе программа у каждого из них разная, в соответствии с их характером, темпераментом и усидчивостью.)

По законам нашего штата, дети должны учиться в домашней школе 4 часа в день, 172 дня в году.  По окончании 3, 5, 7, 9 и 11 классов ученики должны сдавать стандартные тесты, результаты которых должны быть как минимум 13% (да, да, тринадцать процентов !!!), чтобы ребёнок мог продолжить обучение в домашней школе.  Всё остальное родитель решает сам - свобода!

Опять таки, в каждом штате существуют свои законы о домашнем обучении.  Если мы переедем в другой штат, то должны уже будем обучать детей по законам того штата.

Домашнее обучение в Америке стало набирать силу в конце 70-х, начале 80-х годов, т.е. эта форма образования официально практикуется в стране уже более 30 лет!!!  В принципе, здесь уже появилось второе поколение домашних школ - дети, которых родители когда-то обучали дома, теперь выросли и обучают дома уже своих детей.  Настолько эта система обучения показала (и доказала) себя на опыте успешной.

Чтобы рассеить сомнения некоторых, поясняю, что мои дети прекрасно пишут, читают и рассуждают, как и все нормальные ученики учат таблицу умножения, решают примеры и задачки по математике.  Мы не живём в дремучем лесу и умеем общаться в обществе.  В нашей семье есть библейские уроки, которые категорически запрещены в общеобразовательных школах и плюс много другого интересного. о чём я более подробно напишу в последующих частях этой, получившейся такой длинной, статьи.

Домашнее обучение в Америке существует НЕ для больных и отстающих детей, как это принято думать, с которыми не знают что делать в школе, поэтому отправили домой (хотя есть и такие случаи).  По статистике, на сегодняшний день в этой стране обучается в домашних школах примерно 1.5 миллиона (!!!) школьников.  И я уверена, что большинство этих нормальных, здоровых и умных детей не выгоняли за плохое поведение из школ, но родители перевели на домашнее обучение по собственному желанию.

Признаюсь честно, всего несколько лет назад я и не думала, что окажусь в числе этих странных родителей, а детвора примкнёт к милионному количеству таких же странных детей.  Мои дети учились в государственной школе, у меня голова ни о чём не болела.  Каждое утро я выставляла своих чад с рюкзаками на спине за дверь.  Мои нормальные дети уезжали на школьном автобусе, весь день общались с одноклассниками, учились у педагогов-специалистов, после обеда возвращались домой, делали уроки, кушали, играли и поскорее ложились спать, чтобы наутро опять, как и все нормальные дети, отправиться с рюкзаками за спиной в школу. Я не собиралась переводить своих детей в категорию ненормальных и оставлять учиться дома.  Если я и слышала о домашнем обучении, то была уверена, что это только не для меня.  Специалисты в школе и так справлялись с воспитанием и обучением моих детей, общения с одноклассниками хватало, а у меня и без того голова была забита более важными заботами-хлопотами.

Но, как говорится, ниногда не говори никогда (never say never).  Вся моя тихая, спокойная и размеренная жизнь перевернулась с ног на голову в 2006 году..............о чём я и продолжу в следующей части этой статьи.

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»
(Иеремии 29:11)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...