Часть 1 читайте здесь.
Если в прошлой заметке я старалась ответить на вопрос: "Что такое домашнее обучение?" - то в этот раз постараюсь ответить на вторую часть: "Почему мы на него перешли?"
В двух словах подведу итоги прошлой статьи:
- Домашнее обучение существует в США уже более 30 лет.
- На сегодняшний день в домашних школах обучается около 1.5 миллиона американских детей.
- Я никогда не думала, что в один прекрасный день моя детвора примкнёт к этому миллионному количеству.
- Но наша тихая и спокойная жизнь перевернулась с ног на голову в 2006 году...
Да, да, как сейчас помню - это был конец сентября 2006 года. Алёша учился в первом классе. Наташа рвалась в школу следом за братиком, но ей оставалось ждать ещё год до нулевого класса. Серёжке было четыре месяца. Он никуда не рвался, а только пил своё молоко и мирно спал. Жизнь текла своим чередом и у меня ни о чём не болела голова.
Именно в это время в нашей семье появился 7-летний Саша и наши отношения со школой превратились в одну большую головную боль, которая длилась 2.5 года. Если до этого я в школе появлялась примерно два раза в год, весной и осенью, во время родительских собраний, то с появлением в семье Саши мои походы в школу перешли в ежемесячный-еженедельный-ежедневный режим.
Ребёнок, привыкший к палочной детдомовской дисциплине и попав в американскую школу, с её добрыми улыбчивыми учителями и, я бы даже сказала, вседозволенностью, быстро сделал для себя выводы и уже через неделю довольный мне заявил: "Мам, а там все добрые. Я там никого не боюсь." И что бы мы с тех пор не пытались делать, в смысле привить ребёнку ответственное отношение к учёбе, Саша в ответ смеялся, улыбался и твердил своё: "А я их не боюсь, не боюсь."
А делать мы пытались всё: и разговаривали, и объясняли, и наказывали (за плохое поведение), и поощряли (за хорошее), и увещевали, и..., и..., и..., и... Легче было бы сказать, чего мы НЕ испробовали с этим ребёнком, поскольку не осталось ни одного метода воспитания к которому я не пыталась бы прибегнуть за эти два с половиной года. Саша быстро смекнул, что если дома папа с мамой воспитывают, то в школе только звонят домой, чтобы папа с мамой воспитывали. Следовательно, золотая голова сообразила, что если дома надо слушаться, то в школе совсем не обязательно.
Надо отметить, что смекнул это не только Саша, но и школа, поскольку звонки домой стали поступать с регулярным постоянством. Меня просили или поговорить с ребёнком по телефону, или приехать в школу и поговорить с ним с глазу на глаз, или приехать срочно забрать его домой, поскольку ни один специалист в школе не знал, что с бесстрашным Сашей делать.
Нас же в школе знали к этому времени все, от директора до уборщицы. Все мне приветливо кивали головой, улыбались и приговаривали: "А Вы за Сашей приехали? У него всё хорошо." Я и сама знала, что всё отлично! Зачем спрашивается я примчалась в школу после звонка очередного специалиста?
А специалистов было много. Учителей и психологов тоже. И менялись они с заметным постоянством - каждые несколько месяцев. Мне бы очень хотелось верить, что все они переходили на другую работу, но в глубине души зрело подозрение что Сашу просто "перекидывали" от одного работника к другому, поскольку каждый из них через какое-то время хватался от нашего сына за голову и отправлял его к другому специалисту поумнее. Тот, в свою очередь, отправлял Сашу ещё к более умному. И так до бесконечности.
Каждый из них утверждал какой сообразительный у нас ребёнок (конечно сообразительный - всю школу за нос водит), какие у него сдвиги и прогресс в поведении, как успешно с ним работают по последней методике и пр. и пр. Однако через несколько месяцев красноречивый умный специалист незаметно исчезал и его сменял другой, тот что ещё умнее.
Прошло время и у меня сложилось впечатление, что под шумок, к числу школьных специалистов примкнула и я, поскольку стала проводить в школе ничуть не меньше времени, чем их сотрудники-психологи. С единственной только разницей, что они были платные, а я бесплатная. Они приходили на работу в гордом одиночестве, я же одной рукой тянула за рукав двухлетнего Серёжку, пытаясь другой рукой вырулить коляску в которой спал новорожденный Мишка. Иногда, как и работник школы, я успевала заглянуть в классы к Алёше с Наташей, прежде чем увезти домой такого умного Сашу.
А встречи с работниками школы шли у нас череда за чередой:
- Вначале я встречалась с директором школы.
- Потом я встречалась с директором и завучем.
- Потом с директором, завучем и учителем.
- Потом с директором, завучем, учителем и психологом.
- Потом с директором, завучем, учителем, психологом и представителем школьного округа.
-Потом с директором, завучем, учителем, психологом, представителем школьного округа и ещё парой неведомых мне специалистов.
С каждым разом встречи становились всё многолюднее, методики все совершеннее, а Саша как продолжал себя плохо вести, так вёл.
Временами я с ностальгией вспоминала советскую школу, где у учительницы в классе царила ДИСЦИПЛИНА, поскольку все дети знали, что она может постучать указкой не только по доске, но при необходимости, и по голове. Похоже, что в американской школе Саше явно не хватало доски с указкой. (Тот, кто не воспитывал таких детей, наверняка, меня не поймёт. Я и сама не понимала, пока в семье не появился Саша).
В школе наказанием для Саши было то, что ему не клеили наклейку в тетрадку или не пускали на перемену, что нашего умного сына совершенно не пугало. К наклейкам он особой любви никогда не испытывал, а вместо перемены можно было крутиться на стуле и в классе. И если одному ребёнку достаточно строгого взгляда, чтобы он задумался о своём поведении, то другой ребёнок и думать не будет пока дело не дойдёт до указки.
НО, самая интересная методика школьного воспитания состояла в том, что за плохое поведение ребёнка отстраняли от занятий на три дня! Вы только представьте себе - ребёнок, который не хочет учиться и ходить в школу наказывается тем, что он три дня сидит дома и не ходит в школу!!! Это как называется??? Мир перевернулся или я совсем отстала от жизни, воспитывая дома пятерых детей?
Я же видела, что у Саши золотая голова. Ребёнок моментально выучил английский. Прекрасно писал и читал на двух языках. При чём в России он в школу даже не ходил, но научился читать сам по азбуке. Мог грамотно рассуждать на любую тему, а детские энциклопедии стали для него любимой литературой. Перессказывал он мне самое интересное из прочитанного обычно стоя на голове на диване и дрыгая ногами в воздухе.
И сколько бы мы ни старались, но Саша никак не вписывался в школьный стандарт. Стандарт, естественно, не мог подстраиваться под нестандартного Сашу. К тому моменту все усилия сводились не к тому, что ребёнок выучит, а сколько часов он спокойно сможет отсидеть за партой, учитывая, что обыкновенный учебный день здесь длится с 8:30 до 15:30.
У Саши стал угасать всякий интерес к учёбе. Сердце разумного больше не приобретало знание и ухо мудрых больше его не искало. (Это из Библии, книга притчей 18:15). Мне же неоднократно стала закрадываться мысль о домашнем обучении, но я отмахивалась от неё, как от назойливой мухи, считая, что учителя в школе смогут лучше справиться с моим ребёнком, чем я.
Но видно в школе явно недооценивали способности учителей и переоценивали мои, поскольку через два с половиной года совместных мучений директор мне вежливо предложил: "Вы может приходите в школу и сидите рядом с Сашей? Мы больше не знаем, что делать." Однако, школа явно не учла то факт, что рядом с Сашей в классе появлюсь не только я. На коленках у меня будет восседать Серёжка, а рядом в коляске будет спать (или кричать?) Мишка. Но появление малышей в классе тоже не входило в планы школы.
Следовательно у меня осталось три выбора:
- Определять куда-то малышей, чего я делать, естественно, не собиралась.
- По совету школы, посадить Сашу на таблетки, чтобы немного "притормозить", поскольку в заторможенном состоянии он должен лучше сидеть за партой. Этого я делать тоже не собиралась.
- Перевести Сашу в другую школу, но тогда мне бы самой приходилось возить и забирать его оттуда. (В школу, где Саша учился сейчас ходил школьный автобус). А это значит, и в снег и в дождь будить, одевать и грузить с собой малышей с утра-пораньше. А затем повторять подобную процедуру после обеда, когда маленькие дети обычно спят. Этого делать я не хотела.
Тут то и пришло нам на выручку домашнее обучение, а американская система образования со своей свободой выбора оказалась настоящей Божьей милостью для нас. Будить-грузить никого не надо. Таблеток тоже не надо. А то время, что я и так уже проводила в школе, можно заполнить обучая своего ребёнка дома. Хотя на то время, подобный метод обчения был для меня тёмным лесом. И мы с Сашей начали наощупь брести по нему вместе.
Дело было в феврале 2009 года. Я решила доучить Сашу дома до конца учебного года, а после летних каникул отправить обратно в школу. Но у Бога были другие планы для нашей семьи, поскольку на следующий учебный год у меня дома был уже не один, а целых три ученика :)
Но об этом я продолжу в следующей части нашей домашне-школьной эпопеи...
What a story! I would have never guessed that Sasha was the start of it all. I am looking forward to learning more about homeschooling. Thanks for sharing in such detail.
ОтветитьУдалить