сентября 09, 2012

Таблица умножения

Вот уж никогда не думала, что во взрослой жизни меня будет волновать таблица умножения. С тех пор, как я её классе в четвёртом выучила, она меня больше не интересовала.  Но, оказывается, в семейном обучении родители сталкиваются не только с этим вопросом. Пришлось и маме вернуться в школьные годы по математике.

До сих пор помню нашу таблицу умножения, которая была напечатана на обложке почти каждой тетрадки.  Десять столбиков по десять цифр.  Просто, ясно и понятно.  Выучил один столбик, перешёл на второй.  Выучил второй, на третий.  И так до десяти.


Но не так то просто дела обстояли для мамы в американских учебниках.  Зря я жаловалась на их задом-наперёд-вверх-ногами деление.  Пришлось мне вначале одолеть умножение.

В Америке таблицу умножения учат не до 10, а до 12 т.к. истема измерения в этой стране не метрическая, а дюймовая: 1 фут = 12 дюймов.  (Но чтобы жизнь мёдом не казалась, каждый дюйм делится на 16 частей, которые так и называются "одна шестнадцатая".  Об этом можно написать отдельный пост, почему в американских учебниках целые параграфы отведены на систему измерения, и почему не только некоторые дети, но и взрослые боятся метематики, но я пока ограничусь умножением).

Покольку мама не ребёнок, она принялась за таблицу умножения с большим энтузиазмом, пока дети не показали мне в учебнике вот такой квадратик.


Вначале я не совсем поняла о чём идёт речь и принялась листать учебник в поисках таких родных мне столбиков.  Но так и не найдя их даже на самой поледней странице, в конце концов сообразила, что этот квадратик с клеточками и есть та самая таблица умножения, которую нам предстоит учить.  (Хоть у меня в школе и было 4/5 по этому предмету, но квадратная таблица умножения до 12 показалась мне непривычно замыловатой.  Или сейчас не только у нас, а во всех странах так учат?)

Но раз я настолько отстала от жизни, пришлось и мне заново учиться запоминать эту таблицу с детьми.  Хочешь - не хочешь, нравится - не нравится, а умножение знать надо, и мы принялись за дело. В принципе, умножение на 11 элементарно, на 12 немного сложнее, но при желании осилить можно.

Сейчас есть таблицы умножения в стихах, в песнях, в играх, но я её в детстве просто зубрила по обложке на тетрадке.  Раз запомнил - и на всю жизнь.

Так обстояли дела с одним из наших детей.  Он просто прорешал все задачки, примеры в учебнике, заполнил не знаю сколько раз пустые клеточки в таблице и всё.  Умножение запомнил вдоль и поперёк.

Но не так то просто было одолеть эту таблицу другому ребёнку.  Над ней мы бились (и рыдали) не буду признаваться сколько времени.  Что мы только не пробовали, к каким методам не прибегали, не может её ребёнок запомнить и всё!  (А если с горем пополам запоминает, то вскоре снова забывает).  А не знаешь умножения, не справишься с делением.  Не знаешь деления, не решишь дроби... и т.д. и т.п. 

Пришлось с этим ребёнком обращаться за помощью и к песенкам, и карточкам одновременно.  Как говорится, ударить по всем фронтам и зрительной, и звуковой памяти. 

Диск  песенками я вставила в машине и мы все его слушали хотя бы раз во время длительных поездок.  (Ездим мы на приличные растояния несколько раз в неделю).  Домой я диск не заносила, иначе бы мы всей семьёй перед сном засыпали бы с головой, полной умножения в песенках. 

Детвора несколько лет назад... все "упакованы" во время одной из поездок

Но идея  с диском понравилась мне тем, что даже младшие, которых таблица ждёт через несколько лет, автоматически стали запоминать кое-что.

(В этом одна из прелестей семейного обучения.  Дети не изолированы по отдельным возрастным категориям, и младшие очень многое запоминают просто глядя на старших.)

Подобную пользу мы извлекли и из карточек.  Когда я устраивалась в зале на диване  с ребёнком, чтобы "прогнать" таблицу по карточкам, то вокруг обязательно крутились или играли младшие, а между делом и игрой была задействована и детская зрительная память.

Сражаясь рядом  ребёнком с этой запнувшей нас таблицей, я поняла, что очень многое зависит не от метода, а от того, как устроена каждая индивидуальная личность, и то, что подходит одному, может совершенно запутать другого.  Правильных/неправильных методик не бывает, так же как и отстающих учеников.  Просто к каждому ребёнку надо найти свой подход, ориентируясь на его зрительную, звуковую или моторную память.  Кто-то выучит и не заметит, а кому-то придётся попотеть и хоть с большим трудом, но выучить всё-равно.

Мне удалось не только выучить таблицу до 12 самой и осилить (почти) её с одним из детей, но и охватить этой математикой (пусть даже пока и поверхностно) остальных младших в семье.

Посмотрим, какая математика нас поджидает дальше...

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Юлия!
    Ваши посты интересные о вашей семье, детях. Видно, что вы живёте этим, так всё увлечённо выкладываете здесь.
    Хочу только сказать относительно таблицы умножения, что я помню они были на тетрадках и столбиками, и таблицей, подобно, как ваши дети показали вам. Только была таблица не до 12, а до 10. Может вам не попадались просто такие тетради, но у меня были.
    С ув. Людмила.

    ОтветитьУдалить
  2. Людмила, спасибо. Я действительно отстала от жизни :) Помню только столбики на обложке. Был ещё гимн Советского Союза и, кажется, клятва пионера. Таблица мне никогда не попадалась.

    ОтветитьУдалить
  3. такая таблица у нас называется ТАБЛИЦА ПИФАГОРА. редко была на тетрадках и на уроках о ней рассказывали. но столбики по любому удобней)))

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails