октября 29, 2012

Консервирование и домашние заготовки в духовке

Я никогда не любила/не умела/не хотела закатывать банки в кастрюле с водой.  Стоять часами над кастрюлей было настоящим мучением для меня и за всю семейную жизнь я прибегала к этому методу всего пару раз, когда от наплыва овощей и ягод деваться было некуда.  Всё остальное время я предпочитала более быстрые маринованные заготовки, которые можно несколько месяцев хранить в холодильнике - капуста, огурцы и баклажаныВаренье, клюкву или повидло храню там же.

Но в этом году я безнадёжно застряла с несколькими ящиками зелёных помидор.  Да так, что ни один холодильник не поможет.  Вернее, всё началось с одного ящика.  У нас на перекрёстке целыми днями стоял старенький-престаренький дедушка фермер и продавал зелёные и красные помидоры, дыни и арбузы.  Я проезжала мимо него много раз, а он неизменно стоял и в холод, и на солнцепёке, и на ветру с полными ящиками.  Редко видела, чтобы возле него кто-то останавливался.

Решили мы с мужем взять у него дыни, да прихватили ящик помидор.  Цены были просто смешные, а когда разговорились с дедушкой и узнали, что у него 10 лет назад умерла бабушка, то не выдержали и взяли ещё несколько ящиков.  Дедушка очень обрадовался, похоже мы окупили ему целую неделю торговли, а я решила, что помидоры раздам кому надо. 

Но не так-то легко оказалось избавиться от зелёных помидор, когда сезон походит к концу.  У кого уже были свои, кто закончил заготовки, а кто не хотел с ними связываться.  В общем все полные ящики так и осели у меня на кухне.  Я могла податься на перекрёсток и встать рядом с дедушкой :)  Перспектива поселиться на кухне над кипящей кастрюлей с водой меня мало привлекала. 

Не вспомни я, что когда-то знакомая рассказывала мне, как готовит заготовки в духовке.  Поискала в интернете, вспомнила советы знакомой, и могу похвастаться, что времени сэкономила кучу.  Не то, что в духовке делается всё гораздо быстрее, но над ней не надо стоять и париться как над кастрюлей, плюс в духовку помещается гораздо большая партия, а это заметно облегчает дело.  Вобщем, вот что у меня получилось:

Первым делом, стерилизуем банки с крышками в духовке.  Если у вас уже готовы сухие чистые банки, то этот шаг можно пропустить.  Банки с содержимым всё-равно отправятся потом обратно в духовку.  Но если вы банки с крышками только помыли, то лучше их сперва обсушить/простерилизовать в духовке.


Складываем банки с крышками в духовку и включаем на низкую температуру примерно 200F или 100С.  Если банки должны обсохнуть, то лучше горлышком вниз, но у меня решётка широкая и банки проваливаются, поэтому я просто ложу их на бок.

Пока банки стерилизуются принимаемся за заготовки: огурцы, помидоры, салаты на зиму и всё прочее, что вы в этот сезон перерабатываете.


Теперь достаём банки, и наполняем их содержимым. Если надо, заливаем горячим рассолом или маринадом.  На каждую банку складываем сверху, но не закручиваем, крышку.  Духовку оставляем выключенной или на слабой температуре.


А теперь действуем следующим образом:

В духовку на решётку ставим железный противень.  На противень складываем банки с крышками и наливаем на дно противня горячую воду (я беру из под крана) на 3-4 см.


Закрываем духовку и поднимаем температуру на среднюю - 180С или 350F.  Заготовки обязательно ставить в холодную или слабо нагретую духовку, чтобы от перепада температуры банки не лопнули.

(Во многих рецептах я читала, что заготовки ставят без противня прямо на решётку.  Решила попробовать, но прозевала, и масляный маринад, закипев, побежал из банок прямо на раскалённую спираль.  Как известно, масло в огонь лучше не подливать.  Не буду вдаваться в подробности, но с тех пор я банки закатываю только на противне с водой.  Мне так работается на кухне спокойнее.)


Пастеризуем как написано в рецепте.  Я не отношусь к той категории, которая следит за временем/размером/температурой.  Просто оставляю всё в духовке на 15-20-30 мин. пока заготовки хорошо не прокипят какое-то время.

А теперь аккуратно достаём каждую банку.  В этом деле надо приноровиться хорошей ухваткой или рукавичкой.  Плотно закручиваем крышку и переворачиваем.  Перевёрнутые банки укутываем одеялом или полотенцем и оставляем остывать.  Может шаг с одеялом и лишний, но мне так спится спокойней.  Какая разница в каком виде банки остывают, так пусть уж лучше стоят вверх дном под одеялом по всем правилам.


Закатаные таким образом банки смогут храниться без холодильника годами.  Нам уж точно хватит делиться и угощать на несколько лет вперёд.


А ещё я заметила, что маринад от огурцов и помидор заготовленых в духовке не мутнеет как обычно, а так и остаётся прозрачным. 

Другой совет на будущее прочитала где-то в интернете - если случайная банка и вздуется, то на крышку надо насыпать столовую ложку соли.  Через 2- 3 дня банка вернётся в нормальное состояние.  В чём секрет не знаю, но совет намотала на ус.

Оказывается, всё не настолько сложно как кажется.  Все помидоры благополучно осели по банкам и в холодильнике меня ждёт совсем маленькая последняя кастрюлька.

*******************************************************************
P.S. - 15/08/2018 - С момента этого поста прошло ШЕСТЬ лет, а я раскопала на днях в закромах кладовки пару позабытых банок с салатом из зеленых помидор. Стоят как миленькие, хоть бы хны. Так что смело консервируйте в духовке. Результат проверен на собственном опыте:).

2 комментария:

  1. Thanks, Yuliya! I can't wait to try the recipe. Your thorough directions & photos make it look so easy.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое, я не особый любитель заготовок, но ваш способ отличный, меньше мороки ♥️

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...