июня 01, 2011

О домашнем обучении - часть 3

Часть 1 читайте здесь.
Часть 2 читайте здесь.

Итак, в один прекрасный (или не совсем прекрасный) февральский день 2009 года Саша не пошёл в школу.   Ребёнок был на седьмом небе от счастья!  Мои же эмоции носили менее восторженный характер.  Саша радовался тому, что теперь не надо вставать по утрам и мчаться на школьный автобус.  Я же переживала о том, что теперь школа переместилаь к нам в дом и с этого дня я сама должна была отвечать за образование ребёнка, хотя понятия не имела как это правильно делать.   Но, по законам нашего штата, школьный округ был уже уведомлён о переводе Саши на семейное обучение.  Школа, с её учителями и директором, тоже.  Поэтому отступать было некуда.  Пришлось с чего-то начинать.

И мы начали... с двухнедельных каникул!  Не важно, что они проходили в феврале месяце.  Мне требовалось время, чтобы собраться с мыслями.  Саша, в свою очередь, ничуть не возражал против дополнительного отдыха, игры на свежем воздухе и катания на велосипеде.  Я временами начинала сомневаться в благоразумии принятого решения, считая, что поступила опрометчиво.  Ребёнок отдыхал от учёбы, а я тихо паниковала от добровольно взятой на себя роли мамы-учительницы.

Чтобы немного успокоить панику и привести себя в чувство, я первым делом взялась за самый толстый журнал о домашнем обучении.  Полистала.  Поняла, что мы не одни такие.  Раз выживают другие семьи, то выживем и мы.  Я только не могла понять почему они с таким восторгом пишут о своём образе жизни, где школа является неотъемлимой частью их семьи?  Неужели им не хочется тишины и покоя?  Неужели они не устают за целый день от детей, заданий и уроков?  В глубине души я ещё надеялась отправить Сашу на следующий год обратно в школу.  А фраза "Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе." (Фил. 4:13) стала всё чаще приходить мне на ум. (Больше всего мне нравились слова "всё" и "могу").

До конца учебного года оставалось четыре месяца, за которые я могла составить для себя более полное представление о домашнем обучении, пережив его на собственном опыте (и нервах тоже).  Ну, а пока требовалось разработать дальнейший план действий.

Первым делом надо было выбрать программу.  Из журнала я поняла, что семей, обучающих своих детей дома очень много, а программ и того больше (или наоборот: программ много, а семей и того больше :).  Мои глаза разбежались.  Воображение заработало.  Во мне впервые вспыхнул интерес и я с головой погрузилась в изучение различных методик и чтение многочисленных рекоммендаций и отзывов.

Я не хотела много тратиться, поскольку не была уверена насколько долго этот эксперимент протянется в нашей семье, поэтому все первоклассные дорогостоящие программы пропускала мимо своего внимания, а останавливалась на вещах попроще.

В то же время мне хотелось заказать какой-то пробный материал, чтобы иметь представление о том, как самые простые родители могут учить (и даже успешно) своих детей дома.  Какие секреты они знают?  Какими методами пользуются?

С чтением (reading) и правописанием (spelling) дела обстояли проще всего.  Нам передали со школы Сашины тетрадки и учебники, которые мы просто закончили дома.  Наш сын всегда отличался грамотной речью и любовью к чтению (хоть на русском, хоть на английском языке), поэтому об этих предметах я как раньше, так и теперь меньше всего переживала.

Далее шла грамматика (grammar).  Я ещё раз полистала журнал и мне в глаза бросилась программа Growing With Grammar, которую разработала мама-учительница.  (А может меня привлекла больше яркая цветная обложка, но это неважно).  Уроки выглядели просто.  Объяснения для детей доступно и понятно.  Я решила заказать весь комплект для 3 класса - учебник, рабочую тетрадь и ответы для учителя.  Ответы пригодились мне, поскольку английская грамматика - это иностранный предмет лично для меня :)  Рабочую тетрадь Саша к концу года использовал.  А учебник в этом году пригодился Наташе, которая у нас сейчас тоже учится в 3 классе (мне осталось в этом году дозаказать ей только рабочую тетрадь).  Поживём-увидим, но может нам этого учебника хватит и Мише с Серёжкой...

С чистописанием (handwriting) мне пришлось немного разбираться.  Если в советских школах существовал только один стиль письменных букв и дети учили его с первого класса, то в Америке существует порядка десяти различных типов, которые заметно отличаются друг от друга, а писать прописью дети учатся в 3-4 классах, до этого пишут только печатными буквами.  Запутавшись сама в многочисленных письменах, я остановилась на A Reason For Handwriting, где вместе с простым текстом дети учатся писать и библейские стишки.  Если я до сих пор помню со школьной скамьи фразу "Мама мыла раму", то может моим детям запомнится "Бог есть любовь" или что-то ещё не менее полезное.

Тяжелее всего дела обстояли с математикой.   Я наверно никогда не смогу понять, как это в начальных и средних классах дети учат математику без учебников!  Всё что я видела за школьные годы дома - это какие-то откопированные бумажки, которые раздаёт в классе учительница.  Бумажки у нас тут же терялись, и я понятия не имела, что из них смогли запомнить ученики.  Я спрашивала у подруг, у которых дети учились в другом школьном округе.  У них дела обстояли так же.  Я поинтересовалась у другой подруги, которая подрабатывала репетитором, но ей тоже приходилось объяснять математику отстающим ученикам по принесённым со школы бумажкам.

Мне пришлось действовать наугад и я приобрела Саше Modern Curriculum Press для 3 класса, что-то среднее между учебником и рабочей тетрадью.  Всё шло ничего пока мы не дошли до деления столбиком, а потом и деления с остатком.  Тут я столкнулась ещё с одним фактом - в Америке деление записывается не так, как учили меня в школе, а как-то задом наперёд и вверх ногами, поэтому не говоря уже о Саше, у меня у самой голова пошла кругом.  (Может сейчас и в России учат иначе, я не знаю). В учебнике эта тема объяснялась очень кратко и сжато даже для меня взрослой.  У ребёнка же математика переросла в непрерывные слёзы, поэтому с этой программой мы очень быстро распрощались (она до сих пор у меня где-то в коробках лежит).

Но учебный год надо было продолжать, поэтому мы через очередную рекламу подписались попробовать бесплатно в течение месяца Aleks Math - это уроки математики через интернет.  На экране ребёнку выскакивают примеры и задания, он впечатывает ответы, компьютер оценивает и выдаёт следующие задания.  Слёз у нас заметно поубавилось, а мои нервные клетки сохранились на месяц дольше, поскольку если у ребёнка что-то не получалось, то он решал эту задачу с невозмутимым компьютером, а не в эмоциональной форме с мамой.

Уроки труда у нас и без программы проходили постоянно, в виде различных поделок, выпечки и пр.  Физкультуру заменили ролики, велики и прогулки в парке.  Все остальные второстепенные предметы я на эти четыре месяца до конца учебного года откинула.  Вместо этого мы ездили в библиотеку и брали великое множество книг ни интересующие Сашу темы.

По русскому языку у меня уже была подборка материала.  В своё время я несколько лет преподавала русский язык детям в нашей славянской церкви, поэтому дома накопились целые стопки тетрадок с учебниками и папок с заданиями.

Ещё один учебник с библейскими заданиями по книге притчей Proverbs People я приобрела на проходящей недалеко от нас выставке (homeschool convention) о семейном обучении.  Выставка проходила где-то в марте, примерно через месяц после того, как мы забрали Сашу из общеобразовательной школы. 

(Очень рекоммендую подобные мероприятия начинающим родителям в США.  Выставки проходят ежегодно практически в каждом штате и помимо учебного материала очень познавательны проходящими там классами и семинарами.  С тех пор я пытаюсь хотя бы раз в год выбраться на одну из выставок).

С огромным удовольствием я походила между стендами и столами полными учебного материала.  Посмотрела, подержала в руках, полистала понравившиеся мне книги и окрылённая новыми идеями вернулась домой, решив, что если не сделаю из своего ребёнка примерного ученика, то за оставшиеся три месяца учебного года уж точно не успею загубить его знания до конца.

Так незаметно тихим ходом мы добрались до конца учебного года.  Впереди было три месяца каникул, за которые мне предстояло решить: или отправить Сашу обратно в школу, или перевести на семейное обучение ещё двоих детей, которые к тому времени стали тоже проситься учиться дома.

2 комментария:

  1. Hi. Can you please add a google translate widget to your blog so I can read it in English? :)

    ОтветитьУдалить
  2. Just to reassure you, Modern Curriculum Press seems to teach math differently than how I was taught in American Public Schools in the late 1970's also. So don't feel bad about putting it away in the box and choosing something different that works better. We changed from Modern Curriculum Press to Teaching Textbooks instead. Our children learn much better now.

    And thank you for putting in Google translation widget. It is nice to be able to read your blog.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...