июня 24, 2013

Путевой журнал

Давно я не писала о семейном обучении.  Итак, в каком порядке начинать излагать захлестнувшие меня мысли?

Я не собираюсь взахлёб превозносить одну систему обучения над другой и утверждать как правильно воспитывать детей.  Из личного опыта знаю, что в каждом методе есть свои плюсы и минусы.  Есть они в государственной школе, есть в домашней.  И над этим должна задуматься каждая, имеющая свободу выбора семья.  Не потому что все поступают так или иначе.  Не потому что ваше окружение придерживается определённых понятий.  Но потому что это именно то, что сохранит и укрепит вашу семью, будь она большая или не очень, со взрослыми детьми или ещё с малышами.

Обычно, каждое лето мы взвешиваем все "за" и "против" и решаем, что лучше подойдёт нам в этом учебном году.  В нашем случае, пока больше плюсов на стороне домашнего обучения.  На данный момент, это то, что держит нашу семью вместе на плаву.

Учитывая нестандартный график работы моего мужа и совершенно непредсказуемые выходные, нас ожидал обычно следующий сценарий:

Дети дома - папа на работе.
Папа дома - дети в школе.
Папа не видит детей.
Дети не знают папу.

Печальная статистика многих семей, и мы запросто могли бы пополнить их ряды.

Я знаю, что есть многие семьи, где папы действительно нет или на горизонте он не объявляется, и мама героически справляется с двойными обязанностями, самостоятельно воспитывая детей.  Эти женщины достойны особого уважения.  Им надо ставить памятник.

Но у нас-то папа есть.  И нам очень хотелось, чтобы дети не только видели перед сном, но и знали своих родителей.

Поэтому когда наша жизнь перевернулась с ног на голову и все наши дети стали учиться дома, нам вдруг открылся очень неожиданный факт - оказывается у нас есть свобода выбора!  Мы не привязаны к стандартному календарю.  Мы можем сами выбирать программы и составлять учебный график.  Мы можем учиться не только в четырёх стенах дома, но и за его пределами.  А следовательно, мы так же можем когда захотим отправлять детей в поездки с папой.

Признаюсь честно, вначале мне стало немного не по себе от этой свалившейся на мою бедную голову свободы.  Непросто было привыкнуть к мысли, что семейное обучение - это не только школа по учебникам дома, но образ жизни всей семьи, где дети не только учатся, но приобретают жизненные навыки в кругу семьи рядом со взрослыми.  Поэтому для старших мальчишек школа периодически переносилась от письменного стола к папе в кабину за пределы дома.

Первые поездки я очень нервничала и считала, что дети отстают по учебникам, мало делают уроки.  Но в то же время я видела, какими они возвращались из рейсов: глаза горят, плечи расправлены.  Ребята словно становились на голову выше.  Если из дома они уезжали ещё мальчишками, то возвращались уже подрастающими мужчинами.  Я знала, что поездки с папой дают им то, что не может дать дома мама.

Далеко не каждый ребёнок может похвастаться временем проведённым с папой один на один, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.  Я сама не могу похвастаться этим из детства.  Но рискнув перевернуть нашу размеренную жизнь шиворот навыворот для посторонних наблюдателей, пред нами открылась эта редчайшая возможность.

Я очень бережно отношусь к этому дару.  Я благодарна Богу за него.


Конечно, может мальчишки и запомнят, как мама пилила их с учебниками, заставляла делать уроки и ходила по пятам с математикой.  Однако, я больше чем уверена, что время проведённое с папой они не забудут никогда.  Эти воспоминания они пронесут через всю жизнь.  И эти воспоминания будут возвращать их в отчий дом.

Это то, что помнит мой муж.  Его папа всю жизнь проработал водителем-дальнобойщиком ещё в советские времена и на каникулы обычно забирал сына в рейсы с собой.  Когда мы разговариваем с мужем, то почему-то самые яркие воспоминания из детства остались у него именно от этих поездок.  Он не вспоминает ни игры во дворе, ни школу, которую никогда не любил, но именно время проведённое вместе с отцом, картошку, которую в пути варили, рыбу, которую на стоянках у речки ловили.  И не смотря на то, что отца уже много лет нет в живых, мой муж продолжает хранить о нём самые тёплые воспоминания.  Отец оставил добрый отпечаток в жизни сына, и мне очень хочется, чтобы такой же яркий след остался в жизни наших сыновей.

Мальчишки растут.  Не за горами то время, когда они выпорхнут из родного гнезда.  У них будут свои семьи.  Их ждёт взрослая жизнь.  И мне очень-очень не хочется упускать ту возможность, которую они могут провести в поездках с папой сейчас.  Это тот самый жирный плюс, который перевешивает даже такой длинный минус, как мамины нервы.

******************************************************************************
Однако, даже в сентиментальном настроении я остаюсь учителем своих детей и продолжаю отвечать за их образование.  Мне нужны результаты проделанной работы, полученных знаний, приобретённых навыков.  Отчёт о семейном обучении требуется именно с меня.

Поэтому пораскинув мозгами дольше обычного и взвесив все "за" и "против" я решила совместить приятное с полезным и на время, когда мальчишки выезжают за пределы маминых полномочий, отправлять с моими учениками в дорогу путевой журнал.  Им для работы, мне для отчёта.

Составила на компьютеры и распечатала таблицы, нашла карту в интернете, съездила сделала копии и переплела.  Журнал был готов и теперь в каждой поездке ребёнок отмечает маршрут на карте, подписывает штаты, заносит дни приезда/дни отъезда, пункты приезда/отправления, расстояние, плюс отдельно описывает поездку словами.

Если придать этой идее более цивилизованный вид, то она больше отвечает практике анскулинга, на который я в домашней школе не решилась, но на время поездок рассматриваю как очень даже приемлемый вариант. 

Теперь, оказываясь с папой в кабине, мальчишки везут с собой багаж следующих предметов, дополненных реальными жизненными навыками:

География - в зависимости от посещаемых штатов, но судя по их беглым между делом разговорам, физическую географию Америки они знают лучше меня.

Топография - определение по карте маршрута, проезжаемых мест и основных дорог.

Математика - подсчёт часов, скорости и расстояния. (До сих пор помню со школьной скамьи - из пункта А в пункт Б...)

Английский язык - описание поездки в свободной форме.

В принципе, можно добавить ещё русский язык как иностранный, поскольку всё общение происходит на русском, в то время как уроки пишутся на английском, но в нашей семье это уже стало настолько привычным фактом, что мы даже не предаём ему особого значения.

Все остальные стандартные предметы ждут детей дома.

Мы не знаем, что принесёт нам следующий учебный год.  У меня очень непредсказуемым бывает сегодняшний день, не говоря уже о завтрашнем.  Ну, а пока у нас впереди лето.  Мы планируем отдыхать по полной программе, а потом снова взвешивать все "за"и "против". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...