Из не совсем ещё пыльных архивов...
********************************
Все выходные шёл снег. Нас замело так, что машина перед домом превратилась в один большой сугроб. Зато с утра выглянуло солнышко и метель за окном превратилась в белоснежную красоту с ослепительным искристым снегом на фоне прозрачного голубого неба! Так и хотелось выразится знакомым со школьной скамьи словами Пушкина:
«Мороз и солнце. День чудесный...».
Хотя, увы, день с утра выдался солнечным, но не совсем чудесным, потому что этот самый снег заморозил нашу машину и мы, откопав её из сугроба, больше не могли завести. Ситуация усугублялась тем, что мы как раз собирались ехать в гости к подруге, наши дети давно дружат, и мы заранее спланировали этот день для встречи и общения. Как раз через пару недель у нас должен был появиться шестой ребёнок, и пока длинные бессонные ночи с новорожденным малышом не прекратили на время наше за пределами дома общение, мы решили воспользоваться случаем и встретиться с подругой. Может нас и радовало утреннее солнышко, но не создавший проблему с машиной мороз.
В довершение ко всему, наш папа-дальнобойщик был в рейсе. Пришлось звонить ему и объяснять, что дети готовые стоят в дверях, но когда мама пытается завести автобус, он делает
«пых, пых, пых» и тут же замолкает. Мой замечательный чудо-механник муж, тут же на другом конце провода установил причину:
«Ничего страшного, просто села батарея. Вам надо её зарядить». Может в том, что села батарея страшного ничего и не было. Но страшно было то, что заряжать её предстояло НАМ!!!
(Если вы не знаете, что такое батарея и как её заряжать, то не расстраивайтесь. До этого утра я тоже имела очень смутное представление о данном процессе).
Не удивительно, что мне глубоко беременной сразу захотелось отложить поездку к подруге и тихо мирно остаться дома. Но дети уже так настроились на предстоящую встречу с друзьями, что мне не хватило мужества расстроить их в самый последний момент.
"Ну, только ради детей..." - не однажды бормотал себе под нос каждый из родителей. Поэтому я вздохнула поглубже, мысленно подумав, что зарядка батареи не такое уж мудрёное занятие и решила попробовать. На что не пойдёт мама ради любимых чад. В своём представлении, хоть я и чувствовала себя беспомощной, но совершала этим морозным утром ради детей героический подвиг.
Однако какой бы матерью-героиней я для поднятия духа не мнила себя, без посторонней помощи мне было не обойтись. На выручку пришли наши старшие мальчишки 11 и 12 лет. По папиным инструкциям, они откопали в заваленном после переезда коробками гараже зарядное устройство и «переноску». Для непонятливых вроде меня поясню - это такой длинный-предлинный шнур, намотанный на катушку, который одним концом втыкается в розетку, а другим в такую чёрную коробочку с ручкой, которая должна была заряжать наш автобус. Я ещё раз вдохнула поглубже свежий морозный воздух, потом ещё раз и ещё раз, и с телефоном у уха принялась за дело.
Обычно мы с мужем понимаем друг друга с полу слова.
(Нет, только не думайте, что мы начинали нашу семейную жизнь с идеального взаимопонимания. На первых порах нашего брака, мой метод понимания выражался длинными-предлинными речами, которые сопровождались бурными эмоциями вперемешку с выразительной жестикуляцией. Но со временем, лет через пять, мои речи стали заметно короче, и жестикулировать я стала гораздо реже. А где-то году на десятом совместной жизни мы с мужем стали понимать друг друга с полу слова. Говорят, что если люди много лет проживут вместе, то понимают друг друга без слов или даже читают мысли друг друга. Мы этого состояния пока не достигли, но медленно и уверенно продвигаемся в данном направлении :) Но этот раз мы общались по телефону на совершенно разных языках, поскольку мой всегда спокойный и невозмутимый муж каждые две минуты на том конце провода восклицал:
«Ну, что ж это такое? Вам каждую мелочь объяснять надо!» Может от бессилия он даже хлопал себя по колену ладошкой. Не знаю, я с ним в кабине не сидела, но мне кажется именно этим жестом он должен был выражать своё разочарование.
А объяснять, действительно было что. Откуда я знаю, как открывается капот, если я его ни разу не открывала? А на панели машины и под ней расположено двадцать пять различных рычагов и кнопочек и ни одна из них не подписана словом «капот». В своём интересном положении я еле за руль помещалась, не говоря уже о рассматривании кнопочек ниже руля. Благо, разобрались старшие мальчишки. Они сумели найти какой-то рычажок внизу у педали и капот немного приоткрылся.
Но это оказалось не всё. Чтобы открыть крышку капота до конца, надо было нащупать какую-то там пружинку под крышкой, поднять капот, а потом найти в капоте какую-то там то ли спицу, то ли палку и воткнуть её в какое-то там с дыркой отверстие, чтобы капот не падал на тебя - всё это придерживая телефон плечом у уха и подпрыгивая от холода на морозе. По словам мужа это звучало элементарно. Но по тем усилиям, которые потребовались мне, чтобы освоить данный процесс, я решала мировую проблему. Пришлось передать управление установкой капота мальчишкам. Со дырками-палками мы совместными усилиями разобрались и крышка, вроде-бы, прочно держалась в вертикальном положении.
И это, как я ожидала, оказался ещё не конец, а только начало! Дальше в телефон посыпались уже совсем иностранные слова, вроде «воткни клемы в акуммулятор и включи батарею». И как бы глубоко я не дышала свежим морозным воздухом, но он не помогал моему мозгу должным образом воспринимать происходящее. Вообще-то, я закончила университет. Я воспитывала пятерых детей и ждала появления шестого. Я обучала старших детей дома. Я ещё много чего умела, знала, читала и где-то слышала. Но за 34 года своей не совсем уж дремучей жизни, я так и не освоила, что такое аккумулятор, где он находится, и тем более, как его заряжать.
Тогда мой догадливый муж, медленно и неспеша, почти по слогам, стараясь не потерять последнее терпение, перестал употреблять замысловатые авто-термины и перешёл на более доступные и понятные его жене фразы:
«У чёрной коробочки с ручкой, которую ты только что воткнула в розетку, торчит сбоку два провода. На конце каждого провода есть две прищепки с пружинками – одна красного, а другая чёрного цвета. Нашла? Вот эти цветные прищепки и называются клемами, которые надо воткнуть в аккумулятор».
Всё ясно: клемы – это цветные прищепки. Благо, с этим разобрались.
(Не забывайте, что погода не изменилась, и на улице всё это время стоял мороз. Я рада была воткнуть хоть что и хоть куда, лишь бы поскорее заскочить домой).
Но дальше начался совсем тёмный лес. Надо было найти в машине акуммулятор. Фразы, вроде,
"чёрная коробочка" и прочее не помогали т.к на мой взгляд весь капот был заполнен чёрными коробочками и трубочками с проводами разного размера.
(И это потом мужчины удивляются, что тут может быть непонятного? Для меня, например, абсолютно ВСЁ – неужели нельзя было эти трубочки-коробочки должным образом подписать, чтобы любая мама пяти детей, за пару недель до рождения шестого, могла разобраться, где этот горе-акуммулятор в капоте искать!)
После клем-прищепок я, как бы ни старалась, больше ничего из телефонных инструкций мужа не сумела понять.
(Может я когда-то и училась на архитектора, но только не на авто-механника). Я тыкала прищепками во все чёрные коробочки и прикрепляла их к различным трубочкам, но ничего не работало. Последними усилиями придав себе невозмутимый вид я передала телефонную трубку мальчишкам, пытаясь при этом не утратить своего родительского авторитета. Я успокаивала себя тем, что гораздо лучше орудую фотоаппаратом, чем клемами, поэтому принялась фотографировать происходящее, дабы не болтаться в глупом положении возле гаража, пока мои дети пытаются завести автобус...
Мальчишки же без маминой помощи, но под чутким телефонным руководством папы сумели разобраться с аккумулятором и правильно прикрепить к нему прищепки – одну красного, а другую чёрного цвета. На чёрной коробочке загорелась какая-то лампочка, которая по словам мужа означала, что дети всё сделали правильно. Во мне затеплилась надежда.
Мы оставили на время батарею с аккумулятором заряжаться, а сами отправились в дом греться и повторно собираться. Как ни парадоксально это звучит, но мы всё сделали ПРАВИЛЬНО и наш автобус завёлся
(позвольте и мне здесь принять часть заслуг на свою долю). Довольные, хоть и с опозданием, мы отправились в гости,
А я всю дорогу к подруге ехала и улыбалась: как всё-таки здорово, что в семье растут мальчишки, ибо в этот, казалось бы беспомощный для меня момент, они со своей неугомонной энергией и мальчишеской сообразительностью оказались просто незаменимы! Я даже была готова простить и забыть им все недавние мальчишеские выходки, ведь сама я бы до сих пор пыталась разобраться, как открывать капот и где всё-таки находится злополучный аккумулятор. То, что было закрыто для меня, оказалось открыто им.
"И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих" (Исаия 54:13).
И это ещё только начало! То ли ещё будет...
январь 2011 г.
***********************
Вы знаете, с того зимнего утра прошло почти пять лет. Бог благословил нас за это время не только шестым, но и седьмым ребёнком. Мы до сих пор ездим на том же автобусе, который за эти годы новее не стал, НО у нас подросли мальчишки. Теперь мне не надо болтаться на морозе с проводами, чтобы завести автобус. Не надо звонить мужу и мёрзнуть с телефоном у уха. Мальчишки сами могут решить эту проблему, даже без звонка папе, который как и прежде уезжает в рейсы. То морозное утро, которое не предвещало ничего хорошего, в перспективе оказалось большим благословением... жизненным уроком и опытом не только для мамы, но и детей. "И ты обратил сетование моё в ликование..." часто мне приходит на ум стих из 29 Псалма.
Мы детей растим. Мы их воспитываем. Сеем-поливаем. Приходит время, и они дают всходы. Незначительные моменты, которые казалось бы мешают, отвлекают, крадут у нас мир или рушат наши планы, Бог может использовать, чтобы формировать не только наши личности, но и личности наших детей. И дети впитываю всё как губки, учатся, запоминают. В то время как мы, казалось бы, без длинных фраз и красивых речей решаем повседневные проблемы и вопросы, Бог работает в наших семьях.
Если задуматься, то большую часть своей жизни дети будут взрослыми. Маленькими они даны нам на очень кратковременный срок. Я знаю, что в это трудно поверить, пока в доме большая ты одна, а вокруг пять-шесть-семь маленьких. Но детство пролетело быстро не только у нас. Пролетит оно быстро и у наших детей, хотя эти краткие формирующие годы у каждого остаются самыми яркими впечатлениями на всю жизнь.
Когда я впервые стала мамой, то никогда не думала, что мне с детьми придётся заряжать батарею. Сейчас же меня ничем не удивишь, что может войти в материнские обязанности. Бог не раз ставил меня в курьёзные ситуации и не давал скучать и унывать в сером быте. Труд матери хоть и является порой незаметным, но каждый день, что мы сеем в наших детей, отзовётся не только в земной жизни спустя годы, но и в вечности.
Действительно, это только начало...